Связанные понятия
Ширвано-апшеронская архитектурная школа (азерб. Şirvan-Abşeron memarlıq məktəbi) — одна из архитектурных школ, распространённых в средние века на территории современного Азербайджана, в историческом Ширване. Зародилась примерно в VIII—IX вв. Переживала расцвет в XI—XV вв.Школа объединяла особенности стиля зодчих, творивших на территории государства Ширваншахов. Для ширвано-апшеронской школы традиционен контраст глади каменных стен с пластикой скупо применяемых архитектурных элементов. Одной из особенностей...
Гумбаз , Кумбез, Гунбаз — буквально: «земляной купол» в значении «купол, построенный из кирпичей, которые изготовлены из глины».
Великих Моголов архитектура — разнообразие архитектурных стилей существовавших на территории современной Индии, процветавший при императорской династии Великих Моголов середины XVI до конца XVII века. Могольский период отмечен стремительным возрождением исламской архитектуры в Северной Индии, где смешались персидский, индийский и различные местные стили, что привело к появлению зданий невероятной утончённости. В постройках зданий в основном использовался белый мрамор и красный песчаник. в большинстве...
Айва́н (также эйван, иван, ливан) — в исламской архитектуре обозначает сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны. Айваном могут называться...
Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в раннеисламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII...
Упоминания в литературе
В Доре большой жилой район перестроили, в точности следуя ортогональному плану. Его застройка продуманно сочетает небольшие жилые дома одинакового плана с серией больших складов и мастерских (длина до 20 м при сохранившейся высоте стен более 2 м); выявлены целые улицы, обрамленные фасадами жилых домов, магазинов, мастерских с оборудованием для производства тканей и окраской их в пурпур. Новая планировка Дора сочеталась с новой строительной технологией, имеющей персидские корни: был применен характерный для
персидской архитектуры метод кладки, так называемая структура «блок и бут» (англ, «pier-and-rubble»), при которой высокие монолитные каменные опоры сочетались с плотно уложенным каменным же заполнением между ними (весьма совершенный вариант «панцирной кладки»). Планировка и постройки сохраняли свою структуру до эллинистического периода включительно (древнейшие полы Дора относят к кон. VI в. до н. э.). В то же время, в планировке Дора, как предшествующей появлению системы Гипподама, можно видеть один из ее прототипов или ранних образцов (Stern 2001, р. 464).
Связанные понятия (продолжение)
Ападана (перс. آپادانا из др.-перс. «apa-dāna-» ‘дворец’, парф. «’pdn» ‘дворец’, пехл. «’’ywn» ‘дворец’, кл.перс. ayvān (*apa-dā̊na- > *aβδān > *awyān > aywān) — большой зал площадью около 1000 м² с крышей, поддерживаемой 72 колоннами высотой 24 метра, в древнеперсидском городе Персеполе. В нарицательном смысле термин также используется для обозначения аналогичных по своей структуре сооружений в персидской архитектуре. Зал вероятно использовался для торжественных царских приёмов. В древнегреческой...
Нахичеванская архитектурная школа (азерб. Naxçıvan memarlıq məktəbi) — одна из архитектурных школ, развитых на территории современного Азербайджана в средние века. Основана нахичеванская школа архитектуры в XII веке зодчим Аджеми Нахчивани. Усыпальницы Юсуфа ибн Кусейира (первая в 1162 года) и Момине-хатун (вторая в 1186 года), воздвигнутые им в Нахичевани представляют собой классический тип построек этой школы.
Кааба Зороастра (перс. کعبه زرتشت, «куб Заратуштры») — архитектурное сооружение ахеменидского периода в форме башни, расположенное в археологической зоне Накше-Рустам, датируемое V веком до н.э. Оригинальные название и назначение сооружения не известно. Вероятно, своё название оно получило в XIV веке, когда руины по всей Персии связывались с различными зороастрийскими и мусульманскими именами. Европейским исследователям здание известно с XVII века, когда его посетили и описали в своих путевых заметках...
Шахристан (перс. شهرستان от перс. شهر — город и перс. ستان — место), хисар — в Средние века часть иранского и среднеазиатского города, находившаяся внутри городских стен, но снаружи цитадели. Обычно имел геометрически правильные очертания городских стен и иногда планировку улиц.
Османская архитектура — архитектура Османской империи, которая возникла в Бурсе и в Эдирне в XV—XVI вв.. В архитектуре Османской империи прослеживается влияние архитектуры Сельджуков, а также иранской, византийской архитектуры. После завоевания Константинополя турками заметно влияние мамлюкской архитектурной традиции. В течение почти 400 лет византийские церкви и соборы служили образцами для османских мечетей.
Храм огня — религиозное сооружение, предназначенное для отправления культа в зороастризме.
На́кше-Руста́м (перс. نقش رستم , Naqš-e Rostam — рисунки Рустама) — археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Несколько сот метров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба.
Сотовый свод , мукарны, мукарнасы (перс. مقرنس, исп. muqarnas от араб. مقرنص), сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
Чатри (от санскр. छतरी — «зонтик») — характерный декоративный элемент индийской архитектуры, особенно индуистской архитектуры Северо-Западной Индии и архитектуры Великих Моголов.
Сад Эрам (перс. باغ ارم — «Баг-е Эрам») — декоративный персидский сад в Ширазе (Иран). Современный вид приобрёл в XIX веке, но инфраструктура, по-видимому, заложена в XVIII веке, когда этот объект описывался европейскими путешественниками как «Сад шаха». Сад Эрам является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, известного под общим названием «Персидские сады».
Персидская каллиграфия (перс. خوشنویسی فارسی) — каллиграфия, используемая в персидской письменности, одно из наиболее почитаемых искусств в истории Персии.
Мавзоле́й (лат. mausoleum — от др.-греч. Μαυσωλεῖον; на Востоке: араб. مزار — мазар) — монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал.
Афганский лазурит (он же лазурит Афганского Бадахшана) — редкий минерал сложного состава, обычно он содержится в щелочных изверженных и карбонатных породах. Обладает ярко-синим и густо-синим, порой фиолетово-синим или индигово-синим — цветами, имеет равномерную текстуру, а в подавляющей массе камня, на темно-синем фоне, словно звездочки, имеет место россыпь золотистого пирита.
Исламское искусство — искусство, сформировавшееся в средние века, в основе которого лежат принципы ислама.
Храмовая архитектура (а также сакральная архитектура) — архитектура, занимающаяся проектированием и сооружением мест поклонения и священных культовых объектов, таких, как церкви, мечети, ступы, синагоги, и др. Многие цивилизации древности вкладывали большие средства и усилия в сакральную архитектуру, многие древние пирамиды и храмы сохранились до наших дней. Религиозные и священные постройки являются одними из самых впечатляющих, созданных человечеством.
Персидский ковёр (пехл. bōb перс. فرش; иногда قالی qāli) — одна из наиболее известных в мире разновидностей ковров ручной работы, являющийся одним из символов персидской культуры и государства Иран.
Карава́н-сара́й (Перс. کاروانسرای — «Кāрвāн-Сарā», дворец на торговом пути, дом отдыха; а также «хан» (от перс. خان , откуда и осман. خان ), араб. فندق и «fundaco» в Венеции), Караван-серай — большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии, в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов.
Куфи́ческое письмо ́ (араб. الخط كوفي al-Ḫaṭṭ al-kufi — куфический почерк) — один из старейших видов арабского письма, созданный в конце VIII века после основания двух иракских городов — Басра и Эль-Куфа. Куфическое письмо сыграло большую роль в дальнейшем развитии всей арабской каллиграфии.
Михра́б (مِحْراب) — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку (киблу) и чаще всего расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети (руководитель намаза), который во время молитвы должен находиться впереди остальных молящихся.
Раба́д (араб. — предместье, также рабат) — окраина, торгово-промышленное предместье в средневековых (VII—VIII века) городах Средней Азии и Южного Казахстана, Ирана, Афганистана. В классической трёхчастной схеме средневекового города (цитадель/шахристан/рабад) рабад примыкал к укреплённой части города — шахристану. Позднее вокруг рабада сооружались крепостные стены и рвы; иногда рабадом называют общую городскую стену предместий и шахристана. В IX—XII веках рабад являлся центром экономической и политической...
Ара́бская каллигра́фия , также исламская каллиграфия — искусство каллиграфии, один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность, используемая в арабском, дари, пушту, персидском, уйгурском, урду и некоторых других языках.
Сульс (перс. ثلث sols; сюлю́с тур. sülüs; от араб. ثلث ṯuluṯ — треть) — разновидность стиля арабской каллиграфии с округлыми и переплетающимися формами букв, чаще используется для заглавий, нежели для написания основного текста. В XI веке сулюс вытеснил распространённый до того куфический стиль.
Подробнее: Сулюс
Ложный свод — приём кладки в архитектуре, при котором образуется подобие сужающегося, сводчатого потолка.
Мака́м (араб. مقام, транслит. maqām; мн.ч.: араб. مقامات транслит. maqāmāt) — гробница мусульманского святого; погребальное сооружение, состоящее, как правило, из небольшого строения кубической формы, увенчанного куполом.
Минаре́т (араб. منارة, манара, «маяк»), ми’зана (араб. مئذنة) или саума’а (араб. صومعة) — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.
Бухарский оазис (узб. Buxoro vohasi) — оазис в Бухарском вилояте Узбекистана, один из древнейших и крупных местностей земледелия в Средней Азии.
Персидская живопись (или «классическая персидская живопись») — живопись Ирана и стран, входивших в сферу его культурного влияния.
Рустак — сельское поселение в странах, находившихся под персидским или арабским влиянием в Средневековье. Слово образовалось как арабизированная форма от среднеперсидского термина перс. روستاق, «ростаг» («сельский район», «окрестности», «предместье»).
Бадгир (перс. بادگیر, в переводе ветролов) — традиционный персидский, иранский архитектурный элемент, служащий для вентиляции зданий и поддержания нормального температурного баланса в них. Также сохранились и используются в некоторых странах Востока — в Бахрейне, ОАЭ, Пакистане, Афганистане, Саудовской Аравии.
Маза́р (араб. مزار — место, которое посещают) — могила мусульманского «святого» (авлия). В первые века исламской истории поклонение каким-либо объектам считалось проявлением язычества. До середины X века даже могила Мухаммада не была предметом поклонения. В конце IX века зафиксировано сооружение мавзолеев (макамов) и мечетей над могилами сподвижников Пророка (асхабов) и почитаемых исламских богословов (улемов). Культ «святых» и их могил быстро развивается с конца X века. Особенно большую роль в этом...
Индо-сарацинский стиль (англ. Indo-Saracenic architecture, фр. Architecture anglo-indienne) — один из стилей направления историзм в XIX веке, использовавшийся преимущественно для возведения общественных и правительственных учреждений в колониальной Индии.
Гавит , жаматун (от арм. գավիթ — двор) — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада. Иногда используется как отдельное здание.
Индийская архитектура охватывает множество выражений пространства и времени, постоянно сохраняя в себе новые идеи. Результатом всего этого стала развитая архитектура, которая сохраняет преемственность на протяжении всей истории. Некоторые ранние архитектурные произведения найдены у Индской цивилизации (2600—1900 годы до н. э.), которая характеризуется великолепной планировкой городов и домов. Религия и царская власть, по-видимому, не сыграли главную роль в планировании и расположении этих городов...
Минба́р (араб. منبر ми́нбар — «трибуна», «кафедра») или мимба́р — кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь (хутбу). Расположена справа от михраба.
Глиногипс (ганч, гажа, арзык, тюрк. ganch) — вяжущий материал, искусственная или (редко) природная смесь гипса (от 30% до 60% двуводного сернокислого кальция CaSO4•2H2O) и от 40% до 70% мелких частиц глины ( гажа, примеси кварца и кальцита, землистый гипс) или лесса (ганч, арзык). Строительный глиногипс - это продукт, который получают в результате обжига гипсового мергеля при температуре 160—250° и последующего измельчения его в порошок. В состав строительного глиногипса (кроме гипса и глины) входит...
Да́хма , или «башня молчания» (перс. دخمه, ˈdäχ-mä) — погребальное сооружение в зороастрийском религиозном обряде.
Сасани́ды — династия персидских правителей (шахиншахов), правивших в Сасанидской империи с 224 по 651 годы.
Ха́нака (перс. خانگاه) — суфийская обитель. Изначально ханаки были скромными приютами дервишей, но затем превратились в целые комплексы, детально продуманные и богато украшенные. Ханаки играли большую социальную роль, выполняя функции мест общественных и политических собраний; школ; гостиниц и постоялых дворов; больниц; благотворительных центров и т. д.. В ханаке обязательно находилась мечеть, мог находиться мавзолей (мазар) и библиотека. Процедура поселения и выхода из ханаки была предельно упрощена...
Каирская цитадель или крепость Саладина (араб. قلعة صلاح الدين) — цитадель (крепость) в Каире, одна из достопримечательностей столицы Египта.
Риба́т (от араб. رباط — гостиница) — первоначально означает сторожевой дом или укрепление, каких немало было во многих местах на границах области ислама для их защиты. Позднее подобные сооружения использовались для защиты коммуникаций и служили центрами суфийской мистической культуры.
Ступенчатая пирамида — архитектурное сооружение, в котором используются плоские платформы или ступени, постепенно уходящие вверх и образующие форму близкую к геометрической пирамиде. Ступенчатые пирамиды это сооружения характерные для нескольких культур, которые на протяжении всей истории строили их. Как правило подобные сооружение большие и выполнены из нескольких каменных слоёв. Данный термин относится к пирамидальным сооружениям, которые появились независимо друг от друга в разных цивилизациях...
Подробнее: Ступенчатые пирамиды
Кяриз , кариз, кяхриз (перс. كاريز, азерб. kəhriz, каз. кәріз, узб. kariz, тадж. корез), канат (перс. قنات, тадж. қанот) — традиционная подземная гидротехническая система в городах и селениях Азербайджана, Средней Азии и Ирана, совмещающая водопровод и систему орошения. Представляет собой подземный канал (глиняная горизонтальная штольня), соединяющий место потребления с водоносным слоем. Кяризы, как правило, имели галерею с поперечным сечением, позволявшим свободно проходить людям, роющим кяриз...
Мавританская архитектура — архитектурный стиль, сформировавшийся под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе.
Хорезмшах , хваризмшах (букв. «царь Хорезма») — древний Хорезмийский монархический титул, носившие представители династий государей Хорезма с 5 по 13 век. Титул носили несколько династий...